Петербургская Пасха


5 апреля 2010, 14:39 |

Фотография: Галина Макеева. Нажмите на фотографии - они увеличатся

Пасха – самый главный православный праздник. И если Советской власти почти удалось заменить в сознании людей Рождество Новым годом, то праздничные пасхальные традиции, прежде всего традиции пасхального стола, пережили все запреты. Мое поколение помнит, как около церквей стояли милицейские и комсомольские кордоны, которые вылавливали и останавливали молодежь, что же говорить про сталинские и хрущевские времена… Но куличи и пасхи оказались сильнее властей. Семейные традиции всегда сильнее. Поэтому традиционный пасхальный стол в советские времена продолжали готовить не только воцерковленные, но и даже не слишком верующие люди: так делала бабушка, за ней мама… Потому что это – прежде всего – эмоции.

Фотография: Галина Макеева

Все, я думаю, читали « Лето Господне» Шмелева. А вот Игорь Северянин, которого, не читая, многие привыкли относить к категории пошляков:

«Пасха в Петербурге»

Гиацинтами пахло в столовой,
Ветчиной, куличом и мадерой,
Пахло вешнею Пасхой Христовой,
Православною русскою верой.

Пахло солнцем, оконною краской
И лимоном от женского тела,
Вдохновенно-веселою Пасхой,
Что вокруг колокольно гудела.

И у памятника Николая
Перед самой Большою Морскою,
Где была из торцов мостовая,
Просмоленною пахло доскою.

Из-за вымытых к празднику стекол,
Из-за рам без песка и без ваты
Город топал, трезвонил и цокал,
Целовался, восторгом объятый.

Было сладко для чрева и духа
Юность мчалась, цветы приколовши.
А у старцев, хотя было сухо,
Шубы, вата в ушах и галоши...

Поэтичность религии, где ты?
Где поэзии религиозность?
Все «бездельные» песни пропеты,
«Деловая» отныне серьезность...

Пусть нелепо, смешно, глуповато
Было в годы мои молодые,
Но зато было сердце объято
Тем, что свойственно только России!

Вот она, перед вами, эта современная петербургская Пасха, все такая же праздничная и нарядная, возле замечательной Чесменской церкви (Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи, 1777—1780 гг., арх. Фельтен, построена в честь победы в Чесменском сражении).

Петербург, Чесменская церковь. Фотография: Галина Макеева

Фотография из архивов Чесменской церкви. Пряник в виде Чесменской церкви, подарок прихожан настоятелю о.Алексию (Крылову)


Фотография из архивов Чесменской церкви. Освящение куличей. Вид с колокольни.

В настоящее время церковь выполняет, помимо всего прочего, активную социальную функцию, объединяя прихожан любого возраста, начиная с воскресной школы для детей, молодежного клуба и заканчивая «Клубом Чесменских бабушек».

Фотография: Галина Макеева


Фотография: Галина Мавеева


Фотография: Галина Макеева


Фотография: Галина Макеева

Посмотрите на этих бабушек! И не только на этих – оглянитесь вокруг… Они еще могут рассказать нам много интересного! Спросите у них сейчас, не откладывайте это на потом, и они с удовольствием поделятся с вами и рецептами, и воспоминаниями…

Фотография: Галина Макеева


Фотография: Галина Макеева


Фотография: Галина Макеева

Вот вам кажется, что теперь-то про пасхальный стол всем все известно? А вы знаете, что потом делали с крашеными и освященными яйцами? Заготавливали их к Пасхе в огромных количествах, ими обменивались, их дарили больным и подавали нищим. И все-таки их еще оставалось много. А выбрасывать нельзя – освященные же! Одна из прихожанок Чесменской церкви рассказывает, что их, оказывается, солили с только что набухшими по весне смородиновыми почками. И такие яйца категорически запрещалось использовать в качестве закуски к выпивке.

 Старинная кухня и вообще всегда «безотходная». На сыворотке от творога для пасхи получаются самые лучшие блины, на сыворотке от самой пасхи – оладьи. Из оставшихся белков можно испечь меренги, а когда-то пекли мазурки. И даже скорлупа шла в дело – с ее помощью делали так называемые «яйца Фаберже» или заливали в нее белое бланманже и получался пасхальный десерт-обманка, на вид неотличимый от очищенных крутых яиц.

Фотография: Галина Макеева


Фотография: Галина Макеева


Фотография: галина Макеева


Фотография: Галина Макеева


Фотография: Галина Макеева

Поспрашивайте своих близких, и не только о пасхальных рецептах. Пусть они вам расскажут о традициях – как и что ели, что подавалось на стол в праздники и в будни. Пожалуйста, посылайте эти воспоминания нам. Мы их с удовольствием опубликуем.

Фотография: Галина Макеева



Тэги:

Распечатать эту запись Распечатать эту запись


Комментариев: 9 в “Петербургская Пасха”


  1. Ольга Сюткина:

    Галина, спасибо Вам огромное! Какие лица — простые, светлые, в ожидании радости и чуда! Да хранит всех Господь! С праздником!



  2. Галя, спасибо огромное за репортаж! Очень красиво и очень интересно. А церковь-то! Сама как пасхальное яйцо. И вообще, какая отличная мысль — спросить пожилых людей о том, что они готовят. Кажется, так просто. а ведь собственных бабушек спросить не догадываемся.

    А ведь есть совершенно потрясающая информация. Вот, например, про то, как использовали яйца. Я знаю, что их в России солили и потом ели с квасом и луком. Но про смородиновые почки никогда не слышала.

    И еще один интересный момент. Во французских кулинарных книгах XVI века встречаются «фальшивые яйца». Ведь тогда еще яйца во Франции церковь считала скоромными, а практически в конце того же столетия они стали постными. Французы — страшные яйцееды, и в пост (пока, повторяю, их еще нельзя было есть), делали яйца точно так, как вы описываете. То есть в скорлупку заливали бланманже из миндального молока, а в серединку закладывали более густой желток, подкрашенный шафраном. Нет гербовой — пишем на простой. Но уже совсем вскоре яйца разрешили есть в пост, и фальшивки исчезли из обихода.



  3. Ольга Сюткина:

    Рецепт из «поваренного календаря» 1808 г.

    «Выпускныя яйца с смородинным соком»

    «Налив не много воды в кастрюлю, выпускай в оную сколько угодно яиц, и чтоб яйца между собой не слипались, переливай еще водою. Приставь кастрюлю на огонь, брось в нее несколько соли и дай воде несколько раз вскипеть; после чего вынимай яйца, и уклади на блюдо вокруг. Возьми ягод красной смородины, вари с небольшим количеством воды, пропусти сквозь сито, положи довольно сахара и корицы и вылей между яиц.»



  4. Ольга Сюткина:

    " Различные азартные игры с яйцами — с битьем, катанием по земле или лотку, поиском или угадыванием — были частью комплекса весенне-летних развлечений наряду с качанием на качелях, гулянием по деревне, плясками, хороводами и играми. Они практиковались начиная со второго, а иногда даже с первого дня Пасхи вплоть до заговенья на петровский пост, которое в некоторых районах Вологодского края получило название «яичного»....

    … В эти праздники яйца использовались и в различных обрядовых практиках, связанных с поминовением усопших . Тогда же могли играть и в картежные игры («в три листика», «в козла», «в двадцать одно»), наградой за выигрыш в которые первоначально были пасхальные яйца. Лишь в середине XIX в. их постепенно стали вытеснять деньги. Оттенок азарта, присущий практически всем пасхальным играм, привнесен в них не поставленными на кон деньгами, а типами использующихся в них игровых действий, среди которых важную роль играли соревнования на смекалку, выносливость и силу, состязания в точности при попадании в цель, а также испытание судьбы — бросание жребия. Выигрыш расценивался прежде всего как получение «доли», удачи, здоровья и богатства в течение всего года, т. к. на кону стояли предметы, имевшие высокую сакральную ценность. Не удивительно поэтому, что и после замены игровых предметов соображения престижа и морального превосходства над противниками продолжали играть не меньшую роль, чем материальная выгода, получаемая в результате выигрыша («Тут не дороги яйца, важно при народу-то выкатать! »; «О, да он ловкой, много яиц на Троицу накатал! »).... "

    Морозов И. А., Слепцова И.С. Круг игры. Праздник и игра в жизни севернорусского крестьянина (XIX-XX вв.). — М.: Индрик, 2004, с. 665-679. ссылка на сайт — ec-dejavu.ru/e/Egg.html



  5. Ольга Сюткина:

    Геля, а помните, как едят яйца в Урумчи — стоят огромные 30-40 литровые кастрюли на улице, яйца сварены в крепком чае и перекусывают они ими прямо на ходу, как батончиками Сникерс...



    • Вот сейчас вы рассказали, и я вспомнила. А в Харбине вы бывали? Я встречалась с очень пожилой женщиной, которая работает при знаменитой русской церкви (имени уже, к сожалению, не помню). Она выросла в Китае, все пережила — в том числе и маоизм, водила меня по русским местам. Я там видела старинную русскую пекарню, еще от первых русских харбинцев. Кстати, это достаточно редкое место в Китае, где едят так много хлеба — китайцы до него не охотники. Хлеб точно, как в России, буханками, даже почти черный, во всяком случае, ржаной. И «хлеб» по-китайски (или, может быть, на местном диалекте), так и произносится — «хлеб».



      • Ольга Сюткина:

        Нет, в Харбине не бывали, надеюсь — пока. Мы отправились в Туруфан. Как вы приняли решение побывать именно в этих местах? Мы -то выбрались туда потому, что у мужа дедушка — уйгур, так что историческая родина. Не близкая, но очень интересная.



        • Моя дочка изучает китайский, стала туда ездить. Я — следом, с репортажами. Мой хороший приятель живет в Китае, француз, корреспондент французского телевидения, а его близкий друг Меттурсун — видное лицо в уйгурском сопротивлении. Сейчас в Гарварде, получил политическое убежище, оторван от семьи. Трагическая судьба, очень милый парень, обожает свою землю, и столько нам рассказывал, что мы все туда съездили. В Китае я вообще бывала много и подолгу, в разных местах.



  6. Одна из моих подруг рассказывает, что оставшиеся после Пасхи яйца очищали и заливали рассолом на основе молочной сыворотки, оставшейся после приготовления творога для пасхи — но точного рецепта не знает. А вот этот рецепт под названием «Куриное гнездо» гуляет по интернету (к сожалению, без указания источника): "Взять три стакана сливок, полфунта сахару, полфунта сладкого миндалю, мелко истолченного, немного ванили и все хорошенько смешать, прибавить осетрового клею и дать повариться, не переставая бить веничком; потом следует осторожно разбить носок яйца, чтобы скорлупа осталась совершенно цела, выпустить желток и белок и в скорлупку налить бланманже, когда оно достаточно остынет; чтобы легче было вливать, следует сделать бумажную трубочку и через нее вливать. Скорлупки вынести на холод, чтобы бланманже хорошо застыло. Затем следует приготовить желе, положить на блюдо и, разбивши осторожно скорлупки, выложить бланманже. Сверху можно убрать цукатами. "



Оставить комментарий

Поиск

  • Реклама

Последние комментарии